Стилистика киберпанка в Cyberpunk 2077

Предисловие

В интервью разработчики студии CD Projekt Red неоднократно подчёркивали, что компьютерная игра Cyberpunk 2077 прежде всего ролевая. Нарративная (сюжетная) составляющая стоит в игре на первом месте, а погони со стрельбой — это лишь ситуации, в которых раскрывается характер вашего персонажа, его отношение к миру.

Сюжет игры Cyberpunk 2077 не собственное изобретение поляков, а собирательные образы и наиболее яркие идеи, метеорами промелькнувшие в искусстве за последние пятьдесят лет, маскируясь в стилистике киберпанка, посткиберпанка, псевдокиберпанк, неокиберпанка и метакиберпанка.

Давайте вкратце, глубоко не вдаваясь в литературные подробности, вспомним книги и фильмы, на которых Майкл Пондсмит воздвиг Найт Сити в игре Cyberpunk 2020. А затем отметим проанализируем стилистику искусства, с которой вольно или невольно сталкивается польская студия CD Projekt Red при создании игры Cyberpunk 2077.

Киберпанк в игре Cyberpunk 2020

Слово «cyberpunk» придумал писатель Брюс Бетке (Bruce Bethke), опубликовавший в ноябре 1983 в журнале «Amazing Science Fiction Stories» рассказ под таким названием. Причем Бетке окрестил персонажа рассказа киберпанком лишь по двум причинам — тот был хакером и носил ирокез (хаер панка). В 1986 году главный редактор журнала Asimov’s Science Fiction Га́рднер Рэ́ймонд Дозу́а (Gardner Raymond Dozois), оценивая произведения писателей Брюса Стерлинга (Bruce Sterling) и Уи́льяма Форда Ги́бсона (William Ford Gibson) употребил придуманное Брюсом Бетке слово в смысле «компьютерное отребье» — от слов «cybernetics» (кибернетика, как обобщение информационных технологий) и «punk» (отребье). Гарднер Дозуа не только дал название новому жанру литературы, но и метко описал его как истории о «высоких технологиях и жалкой жизни» (Hight tech, low life).

Брюс Бетке

Гарднер Дозуа

Джеймс Баллард

Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Майкл Пондсмит впервые услышал слово «cyberpunk», но, по–видимому, назвав так свою настольную ролевую игру, он громко и явно заявил о своём присоединении к движению киберпанка.

Киберпанк как литературный жанр зародился на стыке антиутопии и интеллектуальной научной фантастики. Предтечами киберпанка называет произведения писателей А́льфреда Бе́стера (Alfred Bester), Уи́льяма Сью́арда Бе́рроуза (William Seward Burroughs), Сэмюэля Рэя Дилэни (Samuel Ray Delany), Джона Браннера (John Kilian Houston Brunner), Нормана Ричарда Спинрада (Norman Spinrad), Джона Варли (John Varley). Однако, для нас наиболее интересны два автора.

Во–первых, Джеймс Грэм Баллард (James Graham Ballard), книгами, которого зачитывались Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон: «Выставка жестокости» (The Atrocity Exhibition, 1970), «Автокатастрофа» (1999) (Crash, 1973), «Бетонный остров» (2003) (Concrete Island, 1974), «Высотка» (High Rise, 1975), сборник рассказов (Complete Short Stories, 2006).

Во–вторых, Фи́лип Ки́ндред Дик (Philip Kindred Dick) и его роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?, 1968). Именно по этой книге в 1982 году режиссёр Ридли Скотт (Ridley Scott) снял свой знаменитый фильм «Бегущий по лезвию» (Blade Runner).

В 1982 году на ранний показ фильма «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) в маленький кинотеатр на двенадцать человек случайно попали Майкл и Лиза Пондсмиты. Фильм произвёл на них неизгладимое впечатление. «Хотелось останавливать всех встречных прохожих на улице и рассказывать им о фильме», — вспоминал Майкл. В том же 1982 году Майкл Пондсмит посмотрел фильм «Видеодром» (Videodrome) Дэ́вида Пола Кро́ненберга (David Paul Cronenberg). Оба фильма легли в основу визуального стиля Найт Сити, города в котором происходят события игры Cyberpunk.

Филип К. Дик

Ридли Скотт

Дэвид Кроненберг

Основоположниками движения киберпанков, к которому присоединился Майкл Пондсмит своей игрой Cyberpunk, считаются писатели из США Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон.

Ранний роман Стерлинга «Искусственный ребёнок» (The Artificial Kid) (1980), герой которого является продуктом биотехнологии, несет в себе многие черты будущего киберпанка. В 1985 году вышел роман Брюса Стерлинга «Схизматрица» (Schismatrix) — история будущего, где человечество разделилось на сторонников биотехнологии и кибернетики.

Рассказ Уильяма Гибсона «Джонни–мнемоник» (Johnny Mnemonic), опубликованный в 1981 году, послужил своеобразным наброском киберпанка. Однако, датой рождения киберпанка как литературного явления признается 1984 год, в котором опубликован роман Гибсона «Нейромант» (Neuromancer, 1984). Эта книга стала культовой на многие десятилетия. В последующих романах «Граф Ноль» (Count Zero, 1986), «Мона Лиза овердрайв» (Mona Lisa Overdrive, 1988) и сборнике «Сожжение Хром» (Burning Chrome, 1986) Гибсона проявились основные черты киберпанка, ставшие каноническими — антураж, герои, идеи, сленг.


Уильям Гибсон

Брюс Стерлинг

Уолтер Йон Уильямс

На волне популярности многие писатели обратились к жанру киберпанка. В том числе Уолтер Йон Уильямс (Walter Jon Williams), повести которого «Оголённый нерв» (Hardwired, 1986), «Солип: Система» (Solip:System, 1989) и «Голос Вихря» (Voice of the Whirlwind, 1987) очень понравились Майклу Пондсмиту. Познакомившись с Пондсмитом, Уильямс согласился войти в команду разработчиков Cyberpunk 2013. В 1990 году книга Hardwired Уолтера Уильямса официально вошла в сборник книг к настольной ролевой игре Cyberpunk 2013 (CP3201).

Итак, давайте подведём итог и «выловим» китов, на которых лежат настольные ролевые игры Cyberpunk 2013 и Cyberpunk 2020, разработанные Майклом Пондсмитом. На изображении, приведённом ниже, я умышленно использовал оригинальные (англоязычные) названия произведений, поскольку русскоязычные издания имеют различные названия, которые могут ввести в заблуждение. Кроме того, некоторые произведения никогда не переводились на русский язык.

Посткиберпанк в игре Cyberpunk 2077

«Чистый» киберпанк просуществовал недолго. К середине 1990–х бывшие литературные маргиналы — такие как Гибсон и Стерлинг — стали лауреатами престижных премий, ими заинтересовалась массовая аудитория, их книги начали печатать крупные издательства. После этого их постигла обычная участь западных бунтарей — они стали частью массовой культуры.

К началу XXI–го века на смену киберпанку пришёл посткиберпанк — эдакая гремучая смесь киберпанка с постмодернизмом, замешанная на страстном желании коммерческого успеха. В этих произведениях сохраняются многие внешние признаки киберпанка, однако, без агрессивного протестного заряда. Персонажи посткиберпанка уже не настолько махровые эгоисты как в киберпанке, а вполне зрелые люди, старающиеся выжить в сложном окружении кибер–, нано– и био– технологий.

Термин посткиберпанк предложен Лоуренсом Персеном в 1998 году в «Заметках к манифесту посткиберпанка» (англ. Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto). Лоуренс утверждал, что научная фантастика вступила в новую эру с выходом книги Брюса Стерлинга «Острова в сети (Islands in the Net, 1988)» и описал термином посткиберпанк книгу Нила Стивенсона «Лавина» (Snow Crash, 1992).

В следующие десять лет посткиберпанк постепенно вытеснили произведения псевдокиберпанка, лишь подражавшие стилистике киберпанка, но совершенно не имевшие ничего общего с киберпанком по содержанию.

Польская студия CD Projekt Red приступила к созданию игры Cyberpunk 2077 в 2012 году и завершила лишь через восемь лет. За это время объявленный литературоведами умершим жанр киберпанка внезапно ожил и дал несколько стилевых реинкарнаций: псевдокиберпанк, неокиберпанк и метакиберпанк.

В начале 2010–х годов как и поляки авторы комиксов, анимэ, книг вспомнили о киберпанке и попытались подчистить явные промахи ретрофутуризма. Такие, подчищенные под современность, ретрофутуристические произведения получили название неокиберпанк.

Современное поколение игроков 2020–х годов, выросшие на произведениях посткиберпанка, псевдокиберпанка и неокиберпанка невольно сравнивает творение поляков с лучшими произведениями последних двадцати лет, а не киберпанком пятидесятилетней давности. Более того, продвинутая часть молодёжи хотела бы видеть в игре Cyberpunk 2077 отражение современных взглядов метамодернизма, а не устаревших и совершенно неактуальных сегодня концепций модернизма (отражавшихся в киберпанке и неокиберпанке), псевдомодернизма и тем более порядком надоевшего постмодернизма (породившего посткиберпанк).

Примечание: Библиография произведений посткиберпанка вынесена в приложение.

Схема влияния стилистики киберпанка на игру Cyberpunk 2077

Итак, давайте подведём итог и посмотрим, как произведения различной стилистики киберпанка влияют на нарратив игры Cyberpunk 2077.