Композиторы

Композитор Нобуо Уемацу

История создания музыки к игре «Final Fantasy XIV» началась с того, что в 2010 году компания «Square Enix» поручила композитору Нобуо Уемацу (яп. 植松 伸夫) заняться этим проектом. Погрузившись в работу Нобуо Уемацу понял, насколько огромен этот проект. Напомним, что композитор в это время продолжал работать над музыкальными композициями «Final Fantasy XIII». Для того, чтобы Нобуо Уемацу сосредоточился на «Final Fantasy XIV» компания «Square Enix» предоставила ему полную творческую свободу, предложив композитору Маса́си Хамау́дзу (яп. 浜渦 正志) завершить проект «Final Fantasy XIII».

Первые же эксперименты Нобуо Уемацу с сочетанием оркестровки с рок–музыкой для батальных тем оказались удачными. Стиль музыки был выбран и началась кропотливая работа. Получилось так, что в этот напряжённый период Хиронобу Сакагути (яп. 坂口 博信), создатель серии игр «Final Fantasy», обратился к Нобуо Уемацу с просьбой помочь в написании музыки к игре «The Last Story». Композитор не мог ему отказать и попытался работать над двумя проектами параллельно. Усталость от перегрузки дала о себе знать. В один из дней Нобуо Уемацу по ошибке удалил с компьютера уже написанные композиции «Final Fantasy XIV». Написанное пришлось восстанавливать и делать заново.

Одной из главных музыкальных тем игры «Final Fantasy XIV» служит вокальная композиция «Answers». С вокалисткой Сюзан Коловей (Susan Calloway) композитор Нобуо Уемацу познакомился во время первого концерта «Distant Worlds». Её вокальные данные поразили его и он пригласил её принять участие в проекте «Final Fantasy XIV».

В конце сентября 2010 года вышли два мини–альбома, содержащие избранные саундтреки из первой версии игры «Final Fantasy XIV»: «Final Fantasy XIV: Battle Tracks» и «Final Fantasy XIV: Field Tracks». Аранжировки композиций мини–альбомов выполнены Цутому Нарита (яп. 成田 勤) и Кенихиро Фукуи (яп. 福井 健一郎). Критики были немного удивлены тем, что вместо привычного одного большого альбома, включающего все саундтреки игры, были выпущены два небольших альбома по девять треков. И тем не менее, альбомы неплохо раскупались. Альбом «Final Fantasy XIV: Battle Tracks» в японском чарте «Oricon» занял 73–ю позицию. А альбом «Final Fantasy XIV: Field Tracks» в этом же чарте за неделю поднялся до 75–й позиции.

Первый большой альбом под названием «Final Fantasy XIV: Eorzean Frontiers» был выпущен в 2012 году. В него вошло большинство композиций, звучащих в первой версии игры. Альбом был тепло принят критиками и игроками. Альбом был издан в цифровой версии и продавался через сайт iTunes. С выпуском данного альбома завершилась работа композитора Нобуо Уемацу над музыкой к игре «Final Fantasy XIV».

В сентябре 2012 года проект «Final Fantasy XIV» был закрыт. Игра потерпела провал. Компания «Square Enix» понесла огромные убытки и находилась в предбанкротном состоянии. Продюсер игры Хиромити Танака (яп. 田中 弘道) был снят с должности.

Композитор Нобуо Уемацу

Композитор Масаёси Сокен

В 2013 году компания «Square Enix» решила оживить закрытый проект «Final Fantasy XIV». Продюсером был назначен Наоки Ёосида (吉田 直樹), который основательно перетряс команду разработчиков. Музыкальную часть проекта игры «A Realm Reborn» возглавил Масаёси Сокен (яп. 祖堅正慶). Основным требованием к музыке нового проекта была преемственность предыдущим сериям игр «Final Fantasy». Масаёси Сокен вспоминает, как продюсер Наоки Ёосида говорил ему: «Сделай что–то простое. Но так, чтобы любой игрок сразу узнал «Final Fantasy». Композиции должны быть лёгкими для понимания с выразительным оркестровым звучанием».

Масаёси Сокен сосредоточился на создании новых музыкальных композиций, оставив звукорежиссуру на потом. Его подход к работе резко отличался от подхода композитора Нобуо Уемацу. Если Уемацу предпочитал творить в уединении, то Сокен постоянно находился в команде разработчиков. Композиции рождались в диалоге, в ходе обсуждения проблем проекта.

Новая команда разработчиков трудилась над игрой «A Realm Reborn» чрезвычайно интенсивно. Буквально за год они не только переделали предыдущую версию, но и добавили значительное количество нового контента, в том числе и музыки. Масаёси Сокен со своими помощниками менее чем за год написал множество музыкальных композиций и создал все звуковые эффекты игры. По оценке Сокена объем работ был настолько чудовищный, что его можно было сопоставить с двумя играми, разрабатываемыми в предыдущие годы. Но Масаёси Сокену помогал музыкальный подход, который придумал Нобуо Уемацу — оркестровка рок–музыки. То, что создало неповторимое и в то же время очень узнаваемое звучание.

В некоторых композициях Масаёси Сокену пришлось самому исполнить вокальные партии. Скорее по необходимости, а не потому, что ему хотелось это делать. Первый раз это произошло с саундтреком к битве с Левиафаном. Женский вокал, записанный в рабочем варианте саундтрека, не понравился продюсеру Наоки Ёосида. Времени искать другого исполнителя не было и Масаёси Сокен исполнил партию сам.

В августе 2013 года, за неделю до официального релиза игры «A Realm Reborn», был издан альбом «Final Fantasy XIV: Before Meteor. Original Soundtrack». Этим альбомом Масаёси Сокен подытожил свою работу по реаранжировке музыкальных композиций игры «Final Fantasy XIV». По объёму альбом превосходил всё ранее выпущенное. На Blu-ray диске собрано 104 композиции с общим временем звучания более шести часов. Некоторые критики считали, что по сравнению с оригинальными треками Нобуо Уемацу аранжировку Масаёси Сокена звучат немного искусственно. Несмотря на критику продажи альбома «Before Meteor: Final Fantasy XIV Original Soundtrack» взлетели стремительно. За неделю в японском чарте «Oricon» альбом вышел на одиннадцатую позицию и держался там более трёх недель. Согласитесь, неплохо по сравнению с 75–й позицией альбома, выпущенного Нобуо Уемацу?!

В марте 2014 года был выпущен альбом «Final Fantasy XIV: A Realm Reborn. Original Soundtrack». Аранжировщиком и звукорежиссёром альбома опять выступил Масаёси Сокен. В альбом вошли все музыкальные композиции игры «A Realm Reborn», созданные Масаёси Сокеном. На Blu-ray диске собрано 119 композиций с общим временем звучания почти семь часов. Критики в один голос были восхищены работоспособностью Масаёси Сокена. Композиции были сочинены всего за восемь месяцев, т.е. в среднем по пятнадцать музыкальных композиций в месяц. И не забывайте, что параллельно Масаёси Сокен создал все звуковые эффекты игры. Поразительно! Альбом вошёл в десятку бестселлеров японского чарта «Oricon» и продержался там более восьми недель.

В декабре 2014 года композитор Масаёси Сокен выпустил альбом «Final Fantasy XIV: From Astral to Umbral. Arrangement». Музыкальные композиции представляют собой шесть фортепианных аранжировок, исполненных пианисткой Нобуко Тода (Nobuko Toda), и шесть оркестровок, исполненных Масаёси Сокеном совместно с группой «The Primals». Альбом цифровой и распространялся через iTunes.

26 августа 2015 года состоялся релиз альбома «Final Fantasy XIV: Before the Fall. Original Soundtrack». Композитором, аранжировщиком и звукорежиссёром данного альбома выступил музыкальный директор «Square Enix» Масаёси Сокен (яп. 祖堅正慶). В альбоме содержатся оригинальные произведения композиторов Нобуо Уемацу, Наоси Мицуты, Рю Ямазаки. Альбом содержит шестьдесят три музыкальные композиции с общим временем звучания почти пять часов.

С сентября по ноябрь 2015 в преддверии выпуска полноценного альбома музыкальных треков версии 3.0 игры «Final Fantasy XIV: Heavensward» композитор Масаёси Сокен выпустил три цифровых сборника по 5–6 треков в каждом.

24 февраля 2016 года выпущен альбом «Final Fantasy XIV: Heavensward. Original Soundtrack». Композитором, аранжировщиком и звукорежиссёром данного альбома выступил музыкальный директор «Square Enix» Масаёси Сокен (яп. 祖堅正慶).

Композитор Масаёси Сокен